В статье рассматриваются актуальные вопросы развития функциональной грамотности в начальной школе. В качестве средства формирования читательской и естественно-научной грамотности первоклассников предлагается учебно-методическое пособие «Учимся читать и любить природу», задуманное как книжка-поделка и созданное на основе текстовых материалов «Красной азбуки природы Ярославского края».
Ключевая идея пособия состоит в том, чтобы дети стали его сосоздателями. Для этого на каждой странице размещен рисунок, который дети могут раскрасить, дополнить аппликациями или смастерить интересную поделку. Формат книжки-поделки призван закрепить экологическое содержание учебных текстов о редких представителях флоры и фауны Ярославского края, усилить возникшие во время чтения впечатления, а также сделать доступными материалы «Красной азбуки» многим поколениям первоклассников.